Молодое солнце клонится к закату. На столе лежит длинная резная тень от стоящего на окне букета веток с круглыми снежными шапками цветов. На хуторе эти майские цветы называют бульданеш *.
*Бульданеш – французское название окультуренной бесплодной калины.
Сестры Астаховы-Огоньковы поют
одну за другой вилючие старинные песни, по ходу вспоминают текст, жестами
показывают друг другу, кому запевать в следующей строфе, а кому тянуть. Дверь
открывается, входит Евдокия Никитична Арешкина: проходила мимо, зашла на звуки
песен. К памяти сестер прибавляется и ее песенная память. Голос у Евдокии
Никитичны грудной, певучий, где-то внутри перекатывающий звуки, словно мелкие
камешки горная речка по весне.
"Чумак", "Ой во поле крыныченька", "Зеленый
дубочек на яр похылывся", песни, родившиеся в Малороссии, отголоски совместной
службы линейцев с черноморцами.
"То не пыль-то кура", уже донская, длинная,
с поворотами. И звонкая походная, боевая, славная песня:
Как ударил гром из тучи
Ой,
да, три дня кряду, а он туман был...
В середине строфы слышен разнобой:
сестры тянут "ой да сам Буденный с нами был", а Евдокия Никитична поет слова
другие и сразу по окончании строфы прерывает песню:
- Генерал наш с нами
был! Это песня казачья, с тех времен. Это уже переделано на Буденного! "Генерал
наш знаменитый ой да любил армию, армию свою!"
-А хто? - Валентина Васильевна
спрашивает, если не Буденный, о ком поется?
- Генерал. - ставит точку Евдокия
Никитична. - А там генералов было ничуть не меньше, чем при Буденном. Это песня
казачья, давнишняя. Это потом переделали, уже наше поколение, нас так научили.
Нас же, как тогда обрабатывали? Я вот помню: лежу на печке, на русской,
читаю стихотворение:
Первый сокол Ленин,
Второй
сокол Сталин,
А вокруг летают соколята стаей.
Папаня лежит на кровати, маманька
на пряхе шерсть прядеть... А папаня - ты ж знаешь, деда - и раскулачивали, и
разворачивали, все. Он лежить и говорить: "Да, соколы... Скольким же людям они
глаза поповыклевали!.." Мама сидить: "Атец. Ня гавкай.- это мамины слова. -
Давно ты оттуда пришел?"
А как я в пионеры вступала? Мы, конечно, у нас
казачья семья. Отец, мать, православные мы люди. Не хочу сказать, что мы фанаты
такие, но, тем не менее, мы всегда верили в Бога, за стол садимся есть, нас
обязательно заставят лоб перекрестить ... И вот родители наказывают: не
вступайте в пионеры. Я училась очень хорошо и вообще хорошая девочка была. А
всегда в пионеры лучших из лучших, перво-наперво. И всю школу на линейку
построили, меня в пионеры принимать. А у меня аж коготки свистять, хочу в
пионеры! Отца, мать - я ж никого не слушаю, я уже современный человек!
И вот,
я клятву даю, мне повязали галстук, я счастливая! Это надо было видеть, это надо
было знать, сколько было счастья... Иду домой, а мама на воротах стоить. Так она
ж меня, пионерку, даже во двор не пустила! Она меня как схватила, я аж хрипеть
начала. Приволокла назад в школу меня, и в учительскую как заходить: "Снимите с
моего дитя этот ошейник! Мы православные люди! Не велю! - вот мой
сказ".
После этой короткой зарисовки песня слушается уже по-другому.
Ясно-ясно встают перед глазами войска под царскими знаменами, пешие отряды и
конные полки; горные завалы на опасных кавказских дорогах.
И понимаешь, что
ни Буденный, ни советская власть к этой песне отношения иметь не могут, потому
что такие слова и такая музыка рождаются только тогда, когда есть в стране
единство, а у войск одна цель - слава и процветание отечества...
Как
ударил гром из тучи,
Ой да три дня сряду а он туман был,
Под завалы
подходил,
Ой да, генерал наш с нами был
Генерал наш знаменитый,
Ой,
да, любил армию, армию свою
Орденами да грудь покрыта,
Ой да, отдаеть
войскам приказ
Стройся, армия, в колонны,
Ой
да кавалерия, али формируйсь!
Развернем мы свои знамена,
Ой да, сталканем
мы всех врагов!
Всех врагов мы сталканули,
Ой
да, из-за лесу ровно как черкесы
Край порубим, край побьем
Ой да середину
в плен возьмем!
Выселки*
* слово «выселки», чаще употребляющееся как определение нового поселения, новой деревни, в данном случае означает ссылку.
Чем глубже в реку времени уходит
память о последней войне, тем приглушеннее трагические ноты, тем светлее слава.
Образы героев утрачивают реальные черты и становятся почти иконописными. У
хуторян свой счет к Отечественной. Для одних был подвиг воевать, а для других
был подвиг выжить - сначала среди оккупантов, а затем среди своих...
Этот
рассказ записан от Семерняковой Василисы Фирсовны (1917-2004).
Зимой 1944 ее,
как жену предателя, выслали из края. Выслали с двумя детьми, одной из дочек не
было и двух лет...
"Взяли нас на Старый Новый Год.
Гнали десять дней на открытой платформе. Платформа открытая, лесом груженая. Там
же везли на фронт солдат. Сзади был еще прицепленный вагон с мандаринами,
цыганех везли в этом вагоне. Было двое детей со мной. А выслали за мужа, Мишку,
за то, что в полиции он служил. Кормить не кормили, только до Золотоуса довезли
нас и там давали тюремные пайки, камбалу сушеную, кругленькую такую. Я ее сроду
не видала. А так кипяток давали нам. У меня были свои сливы, чувал сушеный, и
посуда, чи чугунок? Варом залью, да сахара туда (своего не было, охранникам
денег дам, они на станции купят).
В Кошехабеле на вокзале нас уже открыли,
пирожков пустили купить. Пойду, по пирожку куплю детям, ехали ж на своих харчах.
В Первый Армавир когда везли, поезд встал. Холодно, сухо, морозно. Наломали мы
бурьянку и повесили котелок, сварить каши да детей покормить горяченьким. Поезд
тронулся и поехал. Дети на вагоне остались! Побегли, орем, тада и поезд
остановили. Так и не поели каши. Ссадили в нас в Армавире, а Армавир
разбомбеный, ни крыши, ни потолка, мы в уголке разведем костер и греемся. Были у
нас свои харчи, картошки мешок (да только померзла она), кукуруза, вот ети
сливы. Сливы мы кипятком зальем, взвар, а кукуруза целая, ни смолоть, ни
сварить. Мы и продали по дешевке с под конвоя. Поехали на другой Армавир: на
Первом нема тюрьмы, а на Втором Армавире тюрьма.
Дали паек тюремный, да
только нам он не достался: милиционеры забрали. А те цыгане покрали у них! Пошли
в тюрьму оформляться, но сначала в баню: в тюрьму без бани не примають, в тюрьму
без стрижки не беруть. Постригли - машинкой проехались один-два раз... Набралось
нас до Армавира четыре семьи. Вот ет мы погрелися в бане. А там такой порядок:
15 минут чтобы помыться, а мне ж два дитя искупать надо! Да постирать...Были две
тетки с Пшеховской, Полина и Феня. Вот Полина всегда мне Мотю, дочку купала, а я
за это время Полю вымою и платьице постираю. Стирать нельзя, выжму и подмышку,
чтоб охрана не заметила. Поле был год и восемь месяцев, пока доехали, два года в
дороге исполнилось. Привезли нас в Кустанайскую область, поселок Затобольский,
там речка есть, Тобол. Сначала в тюрьму Кустанайскую, а там же везде колхозы!
Война, людей не хватает, забрал нас колхоз. Я тебе скажу: что тюрьма, что
колхоз, еще хуже. Дитям дохлых кобыл на питание варили! Мне не пришлось конятины
покушать, а дети в яслях ели.
Там я была «вольная переселенка». Три раза в
день ходили отмечаться. С разных мест туда людей гнали. Тот с Услабы, тот с
Армавира... Прибывають, а мы их спрашиваем: «ну как у нас, дожди идуть?» -
«идуть»...
Работала я там в раймаслопроме, сторожем. Дали комнату - топчан,
печка русская. Дети на печке, я на топчане.
Милиция была хорошая, мужчины. А
Маруся, женщина, вот тигра! Мужчины те ласковые, был у нас начальник, Копейкин.
Где я работала недалеко, он построился. Люди ехали с Краснодарского края, багаж
потеряли. Прибыли - без ничего. Ну, он и пустил их обживать свою саманушку.
Потом стопщиком в школе работала. А работа тяжелая... Дитям хлеба в месяц
200 грамм, мне - 500. И больше ниче! Так ходила по людям, и саман делала, и
кизяк делала, и полола, и мазала, и сажала, и белила. Люди хорошие, и дося там
обживаются, с 30-х годов. У одних две коровы, да сепаратор. И вареники, и каши
молошные каждый день. Они вареников наворять, положат мне, а я есть не могу,
плачу: дети голодные. Они говорять: не плачь. Щас и ребятам отнесешь. Каши
дадут, вареников – носют, детей кормють. Пришло время, Копейкин (начальник) и
говорит: девчат, вы домой поедете. Ой, и радости! Отправили нас обратно.
А
тут я при конторе сторожем жила, тоже раймаслопром. А потом грузчиком я была, в
райпотребсоюзе, там было добычней. Муку грузим – мука была, украдем. Помню,
Шурка был с Апшеронской, туда-сюда мешок растянет и сумочку подставит, стук,
стук, пока доедем, всем по сумочке по килограммной насыпем. В пазух поставим –
она ледяная! Приедем, сгрузим, мешки 75 килограмм, прямо на пол и накладем муки
до потолка. И соль возили, и керосин, и пиво, и спирт! Спирту бочку на вокзал
привезли, как дом стоит бочка! И тогда ни шлангов, ничего. Только жулубок такой.
Ну, подлезли, отомкнули бочку, положили этот желоб, а татарин один ведром эту
бочку неделю перечерпывал. Руки у него стали как рак красные! И неделю спирт
возили на быках.
Вот так жила. Сколько людей, и плохих, и хороших, никого уже
нет. А я и дося живу...»
У нас одна семья, хутор…
Часто слово «традиция»
воспринимается как нечто отдельное, вынесенное «за скобки» ежедневного
человеческого существования. Между тем это не просто песня к случаю или набор
давно потерявших смысл ритуальных действий. Традиция – основа жизни,
пронизывающая самые обычные, повседневные житейские ситуации. Она впитывается с
молоком матери, она передается от взрослых к детям не в какие-то «специальные»
воспитательные моменты, а в обыденном общении родителей с детьми или бабушек с
внуками.
Пеленают ли, тетешкают, играют, садятся ли за стол, или ложатся
спать, занимаются хозяйством, – традиция незримо присутствует как добрый
наставник, готовит маленького человека к миру и мир – к человеку.
«Отец в семье был самый маленький,
у него было две сестры: Александра и Меланья. Шура была как мать ему. Родители
умерли, Меланья замуж вышла, в Грузию уехала. Баба Шура (детей у нее не было),
она в Коренной жила, и мы у нее жили. Я всегда смеюсь, вспоминаю время: мы
маленькие были, а она нас спрашивает: вам жалко меня? Говорим – да, жалко. Ну,
покажите как. Я щас умру, а вы поголосите, как надо мной голосить будете. Всегда
хотела узнать, как мы будем плакать над ней. Мне семь лет было, еще до школы…
Она все ложилась на кровать, складывала руки и говорила: «вот я умерла, как вы
за мной кричите?». И учила, как голосить надо, с причитаниями.
У отца было
много, шестеро нас. А у ней детей не было. И она всегда переживала: «а как
Васька их кормить будет? Их жеж сколько много у него…»
А мы в лес ходили,
кислицу ж сдавали, чтобы заработать, в сезон. В школу одевать же надо, вот и
ходили на заработки. И вот она говорит: «Васька, ты с вечеру натруси, а я с
детворой собирать пойду».
И в четыре утра, еще по темному, подымают нас, мы
едем (а тогда он на конях работал). И вот эта мы на брычке сидим, и едем, ругаем
ево, прычитаем, как баба Шура учила: «И когда ты наездися, и все мало тебе, и
сколько можно собирать, и ночью нам спать не даешь, вы поглядите – еще ночь, а
мы работать едем…»
Приедем, а еще серо в лесу, комары едять – сил нет! Усну
под кислицей, а он как огреет: «Ах вы, клятые такие, ну-ка, быстренько
работать!»
Ой, как тогда работали… Господи, этот лес весь наш был.
Наперегонки, еще соревнования устраивали: кто больше наберет, так че будеть ему.
Три копейки килограмм стоила тогда эта кислица. А потом пять, потом десять. Это
маленькие яблочки такие. Кислятина ужасная! На сока ее. Вот шо щас у нас сезон
клубничный, раньше был сезон кисличный. И груши сушили. Прямо в лесу была сушка,
и в Ростов ездили продавать эти сушеные груши. На хлеб ездили меняли. При нас
еще было, в степи меняли на зерно – яблоки, картошку, груши. Раньше-та не было
этих компотов, узвар только. Варили его в печке, в огромном чугуне, парили эту
фрукту всевозможную.
Все здесь находились. И родители наши отсюда. А деды с
Дону приехали, с Вешенской, это родители рассказывали. А я отсюда никуда не
поеду. Щас же расстраиваются города. И заборы – по три метра! Я говорю: ну надо
же, каждый строит свой мир. Как так можно? Ну вот как у нас в хуторе – заболел,
лекарства нету, побег, взял у соседа. Хлеба нет, пойдешь, займешь, не дай Бог
несчастье какое – люди помогут. У нас одна семья, хутор…»
Записано со слов Антонины Васильевны Лутковой
А котики
сераи…
Асфальтированная дорожка к дому,
беседка под виноградником; чистый и просторный, типичный кубанский дворик. Из
палисадника волнами наплывает теплый и густой запах садовых роз. Удивительной
породы эти розы! Палящее южное солнце не только не вредит им, но как будто
делает еще ярче и ароматнее…
Я в гостях у Анастасии Никитичны Чиненовой.
Вечер, тихо; моторчик диктофона единственный аккомпанемент к неторопливому
рассказу хозяйки: как на хуторе свадьбы играют, как песни поют под Рождество…
Белокурый внучок крутится рядом – родители на огороде, внук, как и положено,
с бабушкой. Речь заходит о детях, в хуторских семьях их много; у Анастасии
Никитичны их шестеро, и у всех давно уже свои дети. «Догляд за детьми» -
основная роль бабушек, как правило, это свекровь. Ребенок в традиционном
обществе такая же полноценная часть людского мира, как и любой живущий в нем
человек. А потому общение с ним начинается с первых дней жизни. Обращение к
ребенку с речью или песней – важнейшая и обязательная часть народной педагогики.
Ласковый разговор чередуется с пестушкой, колыбельной, сказкой.
Потешая,
ребенка при помощи сказочных образов вводят в мир большой, настоящий. И обычные
действия, естественные для каждого человека, приобретают другой, скрытый,
сказочный смысл.
Анастасия Никитична рассказывала об этом так:
«Я и
пела, и играла с ним, нынче родила – нынче уже че-то с ним разговаривала. Как с
взрослым. Родила вот моя Оля, Никиту. Родила она его где-то далеко. Приехала
сюда ко мне, ему уже полтора месяца. Приходит к ней подружка, а у подружки
постарше на год, наверное. Она и говорит: « Оля! Я тока поняла на третьем дитю,
что с ним надо говорить, как со всеми. Третьего тока родила.. Я ей говорю: Лен.
Ты че, все молчала с ними? Она грит: не знаю, че я делала, но я не
разговаривала.
А я тока к сиське приложИшь уже ему че-то
говоришь. А он че-то слухаеть. Они такие быстрые, такие памятливые... Словом
нельзя, Оль, ошибиться.
Сейчас схватить, скажеть. Дочке говорю: Тань, мои
такие не были. Она: «мам! А ты их видала?»
И то верно - жила с свекрухой 18
лет. Она мне их нянчила, она мне их выхаживала. Я ушла на работу, она уже с
ними, стираеть, убираеть и кублица.
И песенки дитям пели. Про котиках всякие
такие:
А котики сераи по загону
бегали
По загону бегали и пшеничку дергали
Пиво варили,
Максима
женили
И еще:
А дуду, дуду, дуду
Сидел цыган на
дубу
Он играл во трубу
Труба точеная, позолоченая
А вот более мелодичная:
Ай вай, вай, вай, иде
была?
Ай вай, вай, вай, коней стерегла
Коней стерегла, чеж ты
выстерегла?
Коня с седлом
А где ж твой конь? - За вратами стоить
А где
ворота? - Вода унесла
А где вода? - Быки выпили
А где быки? - На луг
ушли.
Они много песен. Всяки такие».